1

Низкоуглеродная стратегия Свердловской области: надо снижать потребление углеродного топлива

Уральский Центр энергосбережения и экологии провел в Екатеринбурге презентацию Концепции и Основных направлений стратегии низкоуглеродного развития Свердловской области до 2020 года. Чтобы достичь целевого показателя – к 2020 года 75 % выбросов от уровня 1990 года - регион должен снизить потребление топлива на 852 тыс. т.у.т./год относительно базового сценария.

ЕкатеринбургЕкатеринбургДокумент, посвященный низкоуглеродному пути развития, был разработан в рамках Российско-Британского проекта «Создание основ для низкоуглеродного развития в России на региональном уровне» при поддержке Министерства промышленности и науки Свердловской области. В его подготовке приняли участие специалисты Министерств энергетики и природных ресурсов Свердловской области, Уральского федерального университета.

По мнению разработчиков документа о низкоуглеродном развитии, в отличие от ведущих зарубежных стран в России отсутствует законодательство на федеральном уровне, которое бы напрямую вводило нормативы выбросов или ограничения на выбросы парниковых газов для субъектов хозяйственной деятельности, а также устанавливало рыночные механизмы в этой сфере. Введение таких нормативов находится также за пределами компетенции регионального правительства. Поэтому до появления такого законодательства на федеральном уровне базой для реализации низкоуглеродной стратегии остается законодательство и нормативные документы в области энергетической эффективности.

Авторы Концепции рассмотрели международные обязательства по сокращению эмиссий парниковых газов, проанализировали имеющиеся на федеральном и региональном уровнях законодательство, проследили связь стратегии низкоуглеродного развития со стратегией развития ТЭК и экологической стратегией, оценили текущую ситуацию в контексте потенциала энергосбережения и снижения выбросов парниковых газов и сделали свой прогноз на период до 2020 года. Кроме того, был оценен потенциал энергосбережения у конечных потребителей, выраженный в экономии первичной энергии, а также потенциал использования возобновляемых источников энергии.
Прогноз эмиссий парниковых газов строился на основании прогнозов потребления топлива и прогнозов производства и потребления электрической и тепловой энергии электростанциями. Дополнительно рассматривался инерционный сценарий развития с учетом экономического кризиса. При инновационном сценарии развития, разработанном Агентством по прогнозированию балансов в электроэнергетике и учитывающем реализацию инвестиционного проекта «Урал промышленный – Урал полярный» возможно превышение эмиссий парниковых газов относительно уровня. Для достижения целевого показателя эмиссий до 2020 г., по оценкам Уральского центра энергосбережения и экологии, Свердловской области необходимо будет снизить потребление топлива на 852 тыс. т.у.т./год относительно базового сценария развития.

В целом же эксперты считают вполне реальным принятие в качестве целевого показателя по эмиссиям парниковых газов уровень 75% от выбросов парниковых газов в 1990 г. Достижимым этот уровень является при реализации намеченных мероприятий по энергосбережению.

Решением совещания Стратегия низкоуглеродного развития Свердловской области профильным министерствам региона рекомендовано рассмотреть итоговые материалы Российско-Британского проекта и подготовить предложения по включению раздела низкоуглеродного развития в Стратегические материалы социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года и корректировке соответствующих отраслевых разделов Схемы развития и размещения производительных сил. От исполнительных органов государственной власти разработчики Стратегии ожидают организации регулярной инвентаризации выбросов парниковых газов, инвентаризации отходов производства и потребления, создания специализированной структуры, координирующей усилия по продвижению разработки и реализации Стратегии низкоуглеродного развития Свердловской области, а также разработки законодательных актов по обеспечению практической реализации Стратегии. Важно отметить, что предлагаемые направления стратегия низкоуглеродного экономического развития принципиально согласуется с мероприятиями, предложенными в программе энергосбережения Свердловской области.

Инициаторы проекта надеются, что опыт Свердловской может быть показательным для всей России, создающийся в настоящее время на базе Уральского округа «экспериментальный полигон» по реализации механизмов Киотского протокола.

«Разработанная учеными Концепция низкоуглеродного развития Свердловской области полностью соответствует предложенным ранее общественностью видением путей развития региона – считает исполнительный директор Уральского экологического союза Геннадий Ращупкин. - Она вобрала в себя глобальные мировые тенденции - на основе собранных данных инициаторы проекта доказывают, что низкоуглеродное будущее для Свердловской области – это не просто реальность, но и необходимость – тот единственно возможный сценарий развития региона, при котором социальное, экологическое благополучие и возможности для самореализации жителей обеспечиваются с учетом природного потенциала территории, без ущерба для природы. Повышение энергоэффективности и внедрение инноваций – эффективный инструмент, задействовав который, можно существенно продвинуться в создании принципиально новой, социально ориентированной экономики».