1

Итоги переговоров в Бангкоке: Россия против Киотского протокола, но за киотские механизмы

На переговорах в Бангкоке Россия продолжала выступать против второго периода действия обязательств по Киотскому протоколу и за дальнейшую замену КП новым соглашением. Тем не менее, она стремится к выгодам от использования гибких механизмов. Помимо этого, РФ предложила секторальный подход по сокращению выбросов в металлургии, энергетике и цементной промышленности. К сожалению, официальная Россия по прежнему продвигает атомные технологии как «низкоуглеродный путь развития».

Первая в 2011 году встреча сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (UNFCCC) в Бангкоке не привела к значимым подвижкам в договоренностях стран по поводу будущего Киотского протокола и связанных с ним гибких экономических механизмов.

Россия продолжает выступать категорически против второго периода действия обязательств по Киотскому протоколу и за дальнейшую замену КП новым соглашением. Официальная позиция такова, что существующий протокол неэффективен для достижения декларированных целей и задач, а именно - снижения уровня нагрузки на климатическую систему. Делегация РФ, однако, подчеркивает то, что Россия не выходит из Киотского протокола и хотела бы продолжать сотрудничество в области снижения выбросов парниковых газов. Тем не менее, страна стремится продолжать потенциально выгодное использование гибких механизмов, несмотря на то, что их будущее остается неопределенным из-за не вполне ясного будущего самого протокола.

Представители российской делегации не видят значительного негатива в итогах Бангкокской встречи. По их мнению, временный разрыв между климатическими режимами после окончания первого периода обязательств сторон неизбежен, так как не готов ни сам документ, который мог бы прийти на смену второму периоду обязательств по Киотскому протоколу, ни даже какие-либо детали и пункты такого документа. Максимум усилий теперь планируется уделить переговорам в Дурбане в конце этого года. При этом не видится препятствий для продолжения участия России в потенциально прибыльных и эффективных гибких механизмах. По словам Александра Бедрицкого, советника президента РФ по вопросам изменения климата, Россия может создать свои собственные национальные рыночные механизмы торговли углеродными квотами и без нового международного климатического соглашения.

Одновременно с этим Россия продолжает готовить почву для работы гибких механизмов в стране: например, активно пытается облегчить процедуру одобрения Киотских проектов совместного осуществления. Отстранение от киотских механизмов России не грозит – отчетность в РКИК ООН по снижению выбросов парниковых газов за 2008 год недавно прошла проверку и не вызвала никаких нареканий.

Помимо прочего, в рамках предложений, поданных в секретариат РКИК ООН, Россия предложила секторальный подход по сокращению выбросов в металлургии, энергетике и цементной промышленности. К сожалению, атомные технологии по прежнему продвигаются официальной Россией в качестве «низкоуглеродного пути развития».

Возможное развитие событий на переговорах.

Сейчас становиться понятно, что новое долгосрочное соглашение с показателями снижения выбросов всеми крупными странами может вступить в силу самое раннее через 6-8 лет. Слишком велики и сложны спорные вопросы и слишком осторожны крупнейшие загрязнители (такие, как Китай, США и Индия) в принятии на себя обязательств. Скорее всего, на период после 2012 года на несколько лет будет принят некий промежуточный документ, своего рода «Киото-2», за время действия которого будет разрабатываться новое глобальное соглашение, которое придет на смену Киотскому протоколу.

Комментарий РСоЭС

Конструктивной позицией России в таких условиях было бы не выступление категорически против продления срока обязательств по КП, а подготовка выгодной для себя базы при разработке нового соглашения. Например, продвигать «учет потенциала российских лесов в контексте вклада в выполнение обязательств по сокращению антропогенных эмиссий». И, конечно же, содействовать обеспечению стабильной ситуации для осуществления гибких механизмов.

Проекты совместного осуществления пока не вносят значительного вклада в снижение выбросов парниковых газов в России, процедура их отбора и утверждения отталкивает многих потенциальных инициаторов проектов. В то же время такие проекты экономически выгодны и работают на повышение энергоэффективности российского производства. РСоЭС надеется, что этот механизм оправдает свой потенциал по снижению выбросов, а также, что в рамках ПСО в ближайшее время появится больше проектов по возобновляемой энергетике.

По мнению руководителя Климатического секретариата РСоЭС Ольги Сеновой, то, что Россия предлагает секторальный подход к снижению выбросов парниковых газов, уже применяемый в ряде развитых стран, это факт позитивный. Но в этом вопросе важно выбрать национальные инструменты, которые бы мотивировали компании на внедрение новых технологий, давали бы дополнительные преимущества передовым компаниям, осуществляющим модернизацию в самых «углеродоемких» отраслях – металлургии, энергетики и цементной промышленности.

Климатический секретариат РСоЭС еще раз подчеркивает, что, по мнению НКО и многих экспертов, совершенно неприемлемым является предложение России по экспорту атомных технологий в третьи страны в качестве «низкоуглеродного пути». Атомная энергетика не является углеродно-нейтральной и несет в себе огромные риски и опасности.

География: 
Тип информации: