Информационная кампания Российского Социально-экологического Союза | Российский Социально-экологический Союз

Информационная кампания Российского Социально-экологического Союза



Новости кампании


Что:

В 2013-2015 гг. Российский Социально-Экологический Союз проводил информационную кампанию «Энергоэффективность – самый большой, чистый и дешевый источник энергии в России».

В России есть огромные ресурсы для повышения энергоэффективности и экономии энергии – в жилом секторе, в промышленности на транспорте.
(см. Общественный доклад "Изменение климата и устойчивая энергетика и Меры по снижению в России выбросов парниковых газов и приоритеты работы российских неправительственных организаций)
В 2009 году принят Федеральный Закон об энергосбережении, и с 2010 года осуществляется Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 г.
(см. карту региональных проектов энергоэффективности в РФ)
Это первый шаг в чрезвычайно актуальном направлении – снижении энергоемкости ВВП. Планируемые в рамках госпрограммы меры должны дать к 2020 году экономию первичной энергии 1124 млн т у. т.; природного газа 330 млрд куб. м; электроэнергии 630 млрд кВт×ч; тепловой энергии 1550 млн Гкал; нефтепродуктов 17 млн тонн.

Ожидаемая годовая экономия электроэнергии в рамках Госпрограммы (63 млрд кВт×ч) превышает суммарную плановую выработку за этот же период одной из крупнейших российской АЭС (Ленинградской или Курской - каждая 28 млрд кВт×ч в год) и крупнейшей российской ТЭЦ – Сургутской ГРЭС (до 39 млрд кВт×час в год).

Сегодня Госпрограмма отстает.
Дополнительно к Госпограмме есть огромный ресурс повышения энергоэффективности жилых зданий, снижения энергозатрат на транспорте, в сфере услуг, в других областях.
Необходимо принять все меры для достижения всех заявленных Госпрограммой целей и использовать еще не задействованные ресурсы энергоэффективности. Это даст высвобождение энергии для других промышленных и социальных нужд – и может избавить от необходимости строить новые дорогие и «грязные» тепловые станции, опасные атомные станции, или большие гидростанции, разрушающие природу и жизнь коренного населения.

Подробнее:
Почему это важно
Государственная поддержка ЭЭ
Ожидаемый результат Госпрограммы
Проблемы ее реализации
Возможности и неиспользованные ресурсы


ГДЕ

Кампания проводится в регионах России силами общественных организаций – членов Социально-экологического союза вместе с партнерами, заинтересованными в широком общественном понимании ресурса энергоэффективности и его значения, как большого, дешевого, чистого и как источника энергии, в продвижении использования этого ресурса во всех областях жизни.
Пилотные регионы проведения кампании: Брянская область, Ленинградская область, Приморский край, Иркутская область, Калининградская область, Карелия, Мурманская область, Архангельская область, Екатеринбург, С.Петербург, Свердловская область, Нижегородская область, Москва, Московская область. Российский экологический союз приглашает участию все заинтересованные НКО из упомянутых выше и всех других регионов.


КОГДА

Кампания проводится с мая 2013 по апрель 2014 года. Центральные события кампании – пресс-конференции и акции в ноябре 2013 года, пориуроченные к Международному Дню Энергосбережения 11 ноября, а также в марте-апреле 2014, приуроченные к Международному Дню Земли.


КАК

Рабочая группа РСоЭС по климату/энергетике представляет участникам базовый пакет информационных материалов кампании и веб-карту региональных проектов энергоэффективности, делает анонс кампании в прессе.

В июне-сентябре НКО-члены РСоЭС в регионах, используя базовый пакет кампании, готовят региональные материалы, принимая во внимание региональную энергетическую ситуацию, региональные проекты ЭЭ и их ожидаемый эффект (например, используя аргументы о ресурсах энергоэффективности в сравнении с выработкой крупнейших региональных энергогенерирующих объектов).
НКО анонсируют кампанию в региональных СМИ.

Рабочая группа РСоЭС по климату/энергетике готовит Листовку кампании и Пресс-релиз.

11 ноября 2013 г. во всех регионах НКО проводят пресс-конференцию, используя базовый информационный пакет и региональные материалы.

В проведении кампании НКО – члены РСоЭС взаимодействуют с другими общественными организациями, коммерческими фирмами, жилищными объединениями, и другими организациями, заинтересованными в продвижении энергоэффективности.



ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО
Эта кампания призвана показать обществу, что потенциальные ресурсы повышения энергоэффективности в нашей стране позволяют высвободить огромное количество энергии, которая может быть использована на нужды энергопотребления, и это будет дешевле, чем строительство новых станций. И это будет безопаснее для природы и людей, позволит снизить загрязняющие выбросы в атмосферу и выбросы парниковых газов, которые приводят к изменению климата

Повышение энергоэффективности в России необходимо, потому что энергоемкость валового внутреннего продукта России в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5 – 3,5 раза выше, чем в развитых странах.

Высокая энергоемкость российской экономики приводит к снижению энергетической безопасности России и сдерживает экономический рост. Выход России на стандарты благосостояния развитых стран на фоне усиления глобальной конкуренции и исчерпания источников экспортно-сырьевого типа развития требует кардинального повышения эффективности использования всех видов энергетических ресурсов.

Формирование в России энергоэффективного общества – это неотъемлемая составляющая развития экономики России по инновационному пути. Переход к энергоэффективному варианту развития должен быть совершен в ближайшие годы. Иначе экономический рост будет сдерживаться из-за высоких цен и снижения доступности энергетических ресурсов.

Россия имеет огромный потенциал для повышения энергоэффективности. По оценке Международного энергетического агентства, потенциал экономии газа в России - 100 млрд м3 в год. Это эквивалентно почти 2/3 экспорта российского газа. Это без преувеличения подтверждает, что энергоэффективность для России можно назвать “крупнейшей электростанцией” в мире. Принимая меры энергоэффективности в жилом секторе, промышленности и на транспорте, можно почти наполовину снизить потребление энергии в России.

По данным Международного энергетического агентства, энергия, полученная за счет энергоэффективности и энергосбережения, обходится ВЧЕТВЕРО дешевле, чем энергия, полученная за счет постройки новых энергетических станций.

Повышение энергоэффективности обещает для России конкретные выгоды:
- повышение конкурентоспособности российских компаний за счет экономии расходов на энергию;
- федеральные и местные бюджеты будут экономить $ 3-5 млрд в год;
- Россия сократит выбросы CO2, сохранит окружающую среду для своих граждан и улучшит свой экологический имидж за рубежом.

Государственная поддержка энергоэффективности:
Приоритетом государственной политики, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» и Энергетической стратегией России на период до 2030 года, в частности, является снижение к 2002 году энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации не мене чем на 40 процентов по отношению к уровню 2007 года.

Возможности для реализации этой задачи предоставляются Федеральным законом № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности …» от 23 ноября 2009 г. [23]. Во всех регионах России существуют собственные программы повышения энергоэффективности. Все региональные программы ЭЭ собраны на сайте www-.rusecounion.ru, где также можно увидеть некоторые примеры инициативных межрегиональных, региональных или местных проектов.

С 2011 года в России начала действовать Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года [24, http://gisee.ru/articles/law/29343/].

Ожидаемые результаты Госпрограммы
На первом этапе ее выполнения, в 2011-2015 гг., планируется экономия: первичной энергии 334 млн т у. т.; природного газа 108 млрд куб. м; электроэнергии 218 млрд кВт×ч; тепловой энергии 500 млн Гкал; нефтепродуктов 5 млн тонн. За этот же период планируется годовое снижение выбросов парниковых газов к 2016 году - 207 млн. тонн экв. CO2, и суммарное снижение выбросов парниковых газов 673,5 млн т экв. CO2.

За весь срок реализации этой программы (2011-2020 гг.) планируется экономия: первичной энергии 1124 млн т у. т.; природного газа 330 млрд куб. м; электроэнергии 630 млрд кВт×ч; тепловой энергии 1550 млн Гкал; нефтепродуктов 17 млн тонн. За 2011-2020 годы планируется годовое снижение выбросов парниковых газов к 2021 году - 409 млн. тонн экв. CO2, и суммарное снижение выбросов парниковых газов 2436 млн т экв. CO2.

Эти результаты эквивалентны огромному энергетическому ресурсу. Например, ожидаемая годовая экономия электроэнергии в рамках Госпрограммы (63 млрд кВт×ч) превышает суммарную плановую выработку за этот же период одной из крупнейших российской АЭС (Ленинградской или Курской - каждая 28 млрд кВт×ч в год) и крупнейшей российской ТЭЦ – Сургутской ГРЭС (до 39 млрд кВт.час)

Проблемы реализации Госпрограммы
Реализация государственной программы повышения энергоэффективности отстает от графика, достичь плановых показателей к 2020 году не удастся, признали в Министерстве энергетики. Согласно утвержденному в 2010 году документу, к 2020 году энергоемкость ВВП должна снизиться на 40%, а экономия первичной энергии составить не менее 195 млн тонн условного топлива в год. Ежегодно в рамках госпрограммы предусмотрены расходы в 7 млрд рублей. По сведениям из Минэнерго отставание
Возможности и неиспользованные ресурсы.

Касательно отставания Госпрограммы повысить энергоэффективность можно было бы за счет роста цен на энергоресурсы, которые в России в 2—3 раза дешевле европейских (мнение Зам.главы Минэнерго А.Инюцына). Альтернативный сценарий — установить экологические техстандарты и обязать госбанки кредитовать только «зеленые» проекты. Участники рынка уверены, что для реализации госпрограммы достаточно предсказуемости правил игры, поддержки энергосервисных компаний и детальной проработки законодательства. Пока программа энергосбережения — популистский «закон о лампочках», критикуют энергетики (подробнее на http://www.gazeta.ru/business/2013/02/16/4969545.shtml).
По мнению экспертов общественных организаций РСОЭС, WWF, Гринпис и многих других, в России есть огромный потенциал повышения энергоэффективности в промышленности, в жилом секторе, на транспорте, в сфере услуг, в других областях.

Этот ресурс можно рассматривать как самый БОЛЬШОЙ, ЧИСТЫЙ И ДЕШЕВЫЙ ИСТОЧНИК ЭНЕРГИИ в нашей стране.

Необходимо принять все меры для достижения всех заявленных Госпрограммой целей и использовать еще не задействованные ресурсы энергоэффективности. Это даст высвобождение энергии для других промышленных и социальных нужд – и может избавить от необходимости строить новые дорогие и «грязные» тепловые станции, опасные атомные станции, или большие гидростанции, разрушающие природу и жизнь коренного населения.

(см. Общественный доклад "Изменение климата и устойчивая энергетика и Меры по снижению в России выбросов парниковых газов и приоритеты работы российских неправительственных организаций)