Энергоэффективность: перезагрузка

Правительство РФ утвердило Комплексный план по повышению энергоэффективности экономики. Разработан список мероприятий, направленных на то, чтобы  энергоемкость валового внутреннего продукта до 2030 года ежегодно снижалась «не менее, чем до 1,5% в год, а также на обеспечение сокращения технологического отставания Российской Федерации от ведущих стран». Насколько реальна такая перезагрузка?

Комплексный план повышения энергоэффективности экономики России разработан Минэкономразвития России в рамках концепции «Энергоэффективность 2.0», которую называют попыткой перезагрузки государственной политики в сфере энергоэффективности.

Комментируя новый План повышения энергоэффективности экономики премьер-министр Дмитрий Медведев отметил: «Как известно, мы в этой сфере (по части энергоэффективности) сильно отстаём от лидерских позиций. У нас здесь огромный потенциал. Его раскрытие должно прежде всего позволить сэкономить энергоресурсы, повысить производительность промышленности, конкурентоспособность и промышленности, и сельского хозяйства, снизить издержки энергетических компаний. Эти задачи будут решаться в комплексе, с применением мер государственного регулирования и стимулирующих мер».

 Реализовать Комплексный план повышения энергоэффективности поручено Минэкономразвития, Минэнерго, Минобрнауки, Минфину, Минпромторгу, Минкомсвязи, Минприроды, Росимуществу, Ростехнадзору, Федеральной антимонопольной службе и органам местного самоуправления. А также - предприятиям промышленности, бюджетной сферы и жилищно-коммунальному сектору.

В Плане прописаны мероприятия по нескольким направлениям: организационное и финансовое обеспечение государственной политики, снижение потерь при передаче энергоресурсов, снижение потребления энергии в бюджетной сфере, а также довольно длинный список «прочих мероприятий».

Для повышения энергоэффективности на государственном уровне, как указано в новом документе, предполагается  «оптимизировать и эффективно разграничить полномочия органов исполнительной власти в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности, усовершенствовать требования к порядку формирования региональных и муниципальных программ».  План предусматривает принятие федеральных законов и нормативных правовых актов, «формирующих законодательную базу для дальнейшего развития энергетической эффективности отечественной экономики».

 В разделе «Финансовое обеспечение государственной политики в области повышения энергоэффективности» среди мероприятий указаны упрощение процедуры заключения энергосервисных договоров и подготовка банковских предложений для привлечения "зеленых финансов" к реализации проектов по энергосбережению.

В рамках «Мероприятий по снижению регулируемыми организациями потерь при передаче энергоресурсов» планируется усилить контроль за тарифами и целевым использованием средств, а также ужесточить наказание за нецелевое их использование.  Жестче станут требования к программам повышения энергоэффективности всех  уровней. Регулируемые организации (к примеру, региональные энергетические комиссии) будут обязаны принять меры для стимулирования энергосбережения у потребителей - к концу текущего года они должны подготовить  предложения по соответствующим механизмам.

 В разделе «Мероприятия по повышению энергоэффективности при потреблении энергетических ресурсов» намечено совершенствование порядка формирования схем и программ перспективного развития электроэнергетики. Также  в России должны быть созданы стимулы для снижения расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии.

Для промышленных предприятий планируется создать стимулы к повышению  энергоэффективности, им должна быть оказана государственная методическая помощь в части программ дополнительного профессионального образования по энергоэффективности и энергетическому менеджменту. Должен быть принят «прозрачный механизм отбора объектов и технологий высокой энергоэффективности, включая оценку экономического эффекта для последующего применения налоговых льгот».

В рамках направления «Снижение потребления в жилом секторе и бюджетной сфере» будут внесены изменения к требованиям по теплозащите, появится обязательство доводить информацию о классе энергоэффективности и проведенных ранее мероприятиях по энергосбережению при продаже, сдаче в аренду, заселении жилых помещений. Минстрой должен усовершенствовать порядок установления перечня обязательных энергоэффективных мероприятий.

Для бюджетных учреждений будут уточнены требования к уровню энергопотребления и установлены нормативы потребления энергоресурсов, а в случае их невыполнения обязательной может стать реализация энергосервисного контракта для «провинившихся» организаций. Также будет составлен список обязательных требований к закупкам на бюджетные деньги.

В разделе «Прочие мероприятия» прописано совершенствование механизмов контроля целевого использования инвестиционных ресурсов. Предполагается создание системы рейтинга энергоэффективности промышленных предприятий. А также в этом разделе упомянуты мероприятия по созданию программ дополнительного профессионального образования и повышения квалификации. Отдельной строкой закреплена информационная работа: «Информационные агентства с участием государства будут регулярно информировать и популяризировать проекты повышения энергоэффективности и положительный опыт в этой сфере».

Интересно выглядит новый План по энергоэффективности в сравнении с государственной программой "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года".  Целью программы, утвержденной в 2010 г., являлось «снижение энергоемкости ВВП России на 13,5%, что в совокупности с другими факторами должно было позволить обеспечить решение задачи по снижению энергоемкости ВВП на 40% в 2007-2020 гг. и сформировать в России энергоэффективное общество».

Цель комплексного плана гораздо скромнее - модернизации основных фондов, увеличение вклада технологического фактора в снижение энергоемкости валового внутреннего продукта "не менее чем до 1,5 процента в год", а также обеспечение сокращения технологического отставания Российской Федерации от ведущих стран.

За счет реализации мероприятий Государственно программы планировалось обеспечить годовую экономию первичной энергии в объеме не менее 100 млн т условного топлива к 2016 г. и 195 млн тонн условного топлива к 2020-му. Суммарная экономия первичной энергии должна составить 1124 млн т условного топлива за весь срок реализации программы (2011-2020 гг.). Экономия электроэнергии должна была составить 630 млрд, кВт*ч, экономия тепловой энергии - 1 550 млн. Гкал, экономия нефтепродуктов - 17 млн т. Рассчитывалось и годовое снижение выбросов парниковых газов ожидается в объеме 2 436 млн. тонн эквивалента СОза весь срок реализации программы.

Список целевых показателей Комплексного плана гораздо скромнее: к 2025 г. совокупные расходы бюджета по статье «обеспечение энергией» должны снизиться на 18,46 млрд рублей, а к 2030-му тратить на энергию планируется  меньше на 22,72 млрд. К 2025 году энергоемкость валового внутреннего продукта  должна снизиться на 12%  по сравнению с 2016 годом, а к 2030-му году этот показатель должен упасть на 23%. При этом указан ежегодный показатель: снижение энергоемкости валового внутреннего продукта на 1,5% ежегодно. Это -  меньше показателей, зафиксированных в Госпрограмме.

В Госпрограмме было прописано финансирование: прописаны конкретные суммы, которые должны были быть выделены из бюджетов разных уровней. В Комплексном плане суммы финансирования и источники не указаны, вскользь сказано, что «для целей обеспечения финансирования государственной политики в области энергосбережения планом предусмотрены мероприятия по привлечению внебюджетных средств». 

По мнению экспертов, главная причина недостаточной результативности программ по повышению энергоэффективности: топливные отрасли из вспомогательных, обеспечивающих экономику давно превратились в главные, отведя всей остальной экономике страны роль рынка сбыта. Кроме того, за последние годы основная масса энергогенерирующих предприятий взята под полный контроль топливодобывающими компаниями. В теплоснабжении с образованием Единых теплоснабжающих организаций, происходит подобное «поглощение» теплосетевой инфраструктуры. 

«Таким образом, устанавливается монополия, берущая начало от газовой скважины или угольного забоя и заканчивающаяся на вводе в любой объект энергоснабжения, включая многоквартирные жилые дома.  - говорят эксперты. - Добившись в сфере ЖКХ права принимать платежи за энергоснабжение непосредственно от жителей, топливная отрасль в лице подконтрольных им энергоснабжающих компаний теперь имеет возможность получать финансовые средства за услуги, которые фактически не оказываются».

«В сегодняшней ситуации нет никаких оснований говорить о реальном  энергосбережении и повышении энергоэффективности: все упирается в вопросы собственности, разделения полномочий органов власти и сдерживания монополий. – считает председатель правления Совета энергоаудиторских фирм нефтяной и газовой промышленности  Борис Суденко. – Получается, что энергосбережение, повышение энергоэффективности экономики в целом противоречит интересам топливодобывающих компаний, так как  ведет  к сокращению объемов потребления топлива  на внутреннем  рынке сбыта. Нужны крупные  структурные преобразования в экономике, после  которых можно будет определиться  с полномочиями и механизмами координации».

В Плане не запланированы мероприятия, касающиеся энергоаудита. Нет и экономической оценки затрат и эффектов от реализации предлагаемых мероприятий – может получиться, что цена простого администрирования многих мероприятий в реальности превысит суммы экономических эффектов от их реализации. Кроме того,  в План не вошли мероприятия по стимулированию внедрения современных энергоэффективных технологий  и возобновляемых источников энергии (ВИЭ), являющихся одним из важных энергосберегающих решений в условиях страны, где подавляющее число потребителей находится вне системы централизованного энергоснабжения.

«Энергоэффективность и возобновляемые источники энергии должны стать приоритетами низкоуглеродного развития России. Это требует усиления их государственной поддержки и выработки дорожной карты субъектов РФ по ВИЭ». – пишут в своей Позиции представители Российского социально-экологического союза».

 По мнению представителей общественных экологических организаций, важно, чтобы на уровне государственной власти и в регионах «материализовалось» понимание того, что сырьевая экономика изжила себя и  необходимы новые драйверы для развития экономики страны. К сожалению, в новом плане перезагрузки энергетической политики убедительной и покрепленной финансами схемы повышения  энергоэффективности нет.