Зеленая «электромобилизация»

Электромобиль как инструмент защиты окружающей среды города и средство борьбы с изменением климата давно используется во многих странах мира. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), на долю легкового транспорта сегодня приходится около 65% продуктов нефтепереработки, и, соответственно, существенная доля выбросов. В настоящее время мировой парк легковых автомобилей составляет более 1 млрд  единиц. Эксперты МЭА утверждают:  чтобы достигнуть климатической цели, принятой в Парижском соглашении, электрические транспортные средства должны составлять не менее 40% продаж легковых автомобилей к 2040 году во всем мире.

«Для того, чтобы электромобили действительно стали «чистыми», они должны получать энергию от «чистых» источников. – к такому выводу приходят экологи  Российского социально-экологического союза (РСоЭС). - Можно сделать вывод, что в настоящее время электромобили экологически дружественны, но только в тех странах, где доля возобновляемых источников энергии значительна».

Интересную оценку ситуации предлагает журналист голландского издания De Correspondent. В статье «Почему электромобили всегда зеленые, и как они могут стать еще зеленее»  проанализирован углеродный след электромобиля в течение его полного жизненного цикла.  Расчет проводился для Голландии, структура производства электроэнергии которой является не самой чистой по мировым меркам. 82% голландского электричества производится на основе ископаемого сырья (в первую очередь, - природного газа и угля).

Автор статьи с помощью расчетов подтверждает тезис о том, что если структура энергогенерации является  «грязной», как в Нидерландах, то удельные выбросы СО2 при производстве «топлива» для электромобиля не ниже, чем удельные выбросы нефтеперерабатывающего завода. Если структура генерации является такой же чистой, как, например, в Норвегии, автомобиль с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) на данной стадии серьезно проигрывает с точки зрения экологии.

Но! Даже при голландской («неудовлетворительной» с климатической точки зрения) структуре производства электроэнергии выбросы СО2 в течение жизненного цикла электромобиля меньше, чем у бензиновой машины. Если же электромобиль полностью запитывается от источников возобновляемой энергии, разрыв становится еще больше. А уж если и само производство аккумуляторов будет работать на возобновляемом электричестве (по образу и подобию Тесла), то и углеродный след электрического транспорта сойдет на нет практически полностью – добавляют авторы Renen.

По сравнению с бензиновыми и дизельными автомобилями электрические гораздо проще в изготовлении и состоят из меньшего числа комплектующих, детали меньше изнашиваются и служат гораздо дольше. Сторонники электромобилей говорят: сам принцип работы электрокара подорвал основы некогда могучей индустрии двигателей внутреннего сгорания. Электрокары «наносят  ущерб» ископаемому бизнесу – спрос на нефть у самой крупной отрасли потребителя бензина падает из-за натиска электромобилей.

К этому надо добавить, что электромобили формируют новый стиль жизни и привычки. К примеру, использование электрокаров с их дешевым топливом способствует развитию кэшеринга – аренда общественного автомобиля по минутам.  Аналитики Frost & Sullivan подчёркивают, что распространение услуги поминутной аренды позволит в мире экономить до $5,6 млрд в год, на 50% повысит скорость городского движения и на 15% сократит выброс углекислого газа. Согласно исследованию AlixPartners, в 2014 году один “каршеринговый” автомобиль заменил 32 «некупленных» личных. Исследователи McKinsey спрогнозировали, что к 2030 году продажи личных автомобилей упадут на 2%. Предпосылки этой тенденции уже очевидны — только в Германии за последнее десятилетие число владельцев личных авто сократилось примерно на треть – сообщает Russia Today.

Что касается России, важно, что и обычные россияне - владельцы электромобилей  осознают экологический фактор своего выбора: «Я думаю, что постепенно весь мир перейдет на электрокары и водородные кары. И наша страна тоже. Это естественный процесс — эпоха нефти и бензина уже закончилась… В ближайшие десять лет случится радикальный переход от невозобновляемых источников энергии к возобновляемым» - считает москвич Антон Белов.

У России есть задел для развития электрокаров – действует нулевая пошлина на ввоз, растет количество бесплатных заправок и парковок. Премьер-министр Дмитрий Медведев дал поручение к осени разработать законодательный инструментарий для поддержки электромобилей. В России начали выпускать отечественные станции, которые заряжаются от энергии солнца. Совсем недавно подобную открыли в Краснодарском крае. Это – почти идеальный с точки зрения экологии вариант.

Кроме того, дополнительный аргумент «за» электромобилизацию России то, что, как и другим отраслям, автосегменту давно требуется модернизация. Средний возраст легковых автомобилей в России агентство «Автостат» оценивает в 12,9 года (иномарок — 10,4 года, отечественных машин (включая марки СНГ) — 16,4 года). При таких показателях последним стандартам «Евро» соответствует не такая уж большая доля автомобилей в России. Что уж говорить о нулевом уровне выбросов и климатическом лидерстве.