Резолюция по климату и энергетике IV всероссийской конференции Социально-экологического союза «Участие общественности в развитии национальной политики в области климата и энергетики» 26-28 октября 2011 года, Санкт-Петербург | Российский Социально-экологический Союз

Резолюция по климату и энергетике IV всероссийской конференции Социально-экологического союза «Участие общественности в развитии национальной политики в области климата и энергетики» 26-28 октября 2011 года, Санкт-Петербург

Неправительственные организации (НПО) отмечают важность принятых в России в последние годы нормативных актов – таких, как Федеральный Закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», Энергетическая Стратегия РФ на период до 2030 года, Климатическая Доктрина РФ.

Мы позитивно оцениваем принятие Комплексного плана реализации Климатической доктрины Российской Федерации на период до 2020 года, который определяет порядок и ответственных за развитие информационной, научной, социально-экономической и кадровой политики в области климата; разработку и реализацию оперативных и долгосрочных мер по адаптации к изменению климата и по смягчению антропогенного воздействия на климат, международного сотрудничества в области изменения климата, а также определяет систему контроля реализации положений комплексного плана.

Подчеркивая, что международные климатические соглашения в целом отвечают национальным интересам России по модернизации и технологическому обновлению, мы призываем Президента и Правительство Российской Федерации обеспечить выполнение дополнительных и немедленных мер, необходимых для реализации действенной национальной политики в области климата и энергетики :

  • Принять национальную цель для России: к 2020 году удерживать уровень выбросов всех парниковых газов в целом и с учетом поглощения лесами не более 60% от уровня 1990 г.
  • Дополнить документы стратегического планирования (Концепция долгосрочного социально-экономического развития, Энергетическая стратегия до 2030 года) промежуточными целями по снижению выбросов парниковых газов по всем секторам экономики до 2020 года.
  • Комплексную программу выполнения Климатической Доктрины дополнить разработкой «дорожной карты» снижения выбросов ПГ в целом на 80% к 2050 г. от уровня 1990 г.

Мы отмечаем имеющиеся сегодня проблемы в развитии низкоуглеродной энергетики:

  • Документы стратегического планирования РФ нацелены на дальнейший абсолютный рост потребления энергии, как условие развития страны. Это противоречит продекларированным приоритетам государственной политики России.
  • Цели снижения выбросов парниковых газов (15-25 % к 2020 году от уровня 1990 г.) недостаточны, и не согласованы с глобальными и национальными целями в области энергоэффективности и возобновляемой энергетики.
  • Развитие в России проектов совместного осуществления, выполняемых в рамках Киотского протокола, идет по пути поддержки малого числа проектов крупнейших бизнес компаний, а не по пути поддержки сотен малых проектов по возобновляемой энергетике.
  • Монополизм энергетиков и административные барьеры препятствуют развитию свободного рынка энергетических услуг, отводу земель под размещение альтернативных энергоисточников, подключению их к сетям, выбору потребителем производителя энергии.
  • Система тарифов на энергоносители не стала механизмом стимулирования энергосбережения;, тарифная политика развивается в интересах монополистов, а не национальной экономики и потребителей.
  • Отсутствует государственное стимулирование производства ВИЭ и оборудования для ВИЭ, энергосберегающих материалов для строительства, энергоэффективных осветительных приборов нового поколения и другой энергоэффективной продукции.
  • Недостает государственных нормативов, обязывающих использовать в строительстве энергоэффективные материалы и установки для снижения энергозатрат в жилищном секторе.
  • Отсутствует последовательная государственная политика снижения выбросов ПГ от транспорта.