Обращение участников всероссийской конференции Российского Социально-Экологического Союза «Участие общественности в развитии национальной политики в области климата и энергетики»

Президенту Российской Федерации Д. А. Медведеву
Председателю Правительства Российской Федерации В. В. Путину

Обращение
участников всероссийской конференции Российского Социально-Экологического Союза
«Участие общественности в развитии национальной политики в области климата и энергетики»
13-14 ноября 2009 года

Мы, представители общественных организаций, собравшиеся 13-14 ноября 2009 года в С.-Петербурге на конференцию Российского Социально-Экологического Союза «Участие общественности в развитии национальной политики в области климата и энергетики», озабочены снижением результативности ведущихся в настоящее время в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Киотского протокола переговоров о новом климатическом соглашении на период после 2012 года.
Мы также обеспокоены пробуксовкой практического выполнения государственных решений в области энергоэффективности, развития возобновляемых источников энергии и реализации проектов совместного осуществления в рамках Киотского Протокола в России.
Подчеркивая, что климатические соглашения отвечают национальным интересам России по модернизации и технологическому обновлению, о важности которых было сказано в послании Президента Федеральному Собранию от 12.11.2009 г., мы призываем Президента и Правительство Российской Федерации обеспечить выполнение следующих мер, необходимых для реализации действенной национальной политики РФ в области климата и энергетики:

  • В период до 2020 года Россия должна, как минимум, удерживать выбросы парниковых газов на предкризисном уровне 2007 года (65 % от уровня 1990 года без учета поглощения лесами) и предпринимать действия к снижению выбросов.
  • К 2050 году Россия должна снизить выбросы парниковых газов, как минимум, на 80 % от уровня 1990 года.
  • Крайне важно, чтобы к Конференции Сторон РКИК в Копенгагене в декабре 2009 года Россия приняла Климатическую доктрину, неотъемлемой частью которой должны быть федеральные, региональные и отраслевые программы и планы действий по смягчению антропогенного воздействия на изменение климата и по адаптации к изменениям климата.

Мы считаем необходимым осуществление Правительством и другими органами власти Российской Федерации дополнительных немедленных действий на период 2010-2012:

  • Принимая во внимания ресурс и технический потенциал возобновляемой энергетики в России, пересмотреть российские цели по развитию возобновляемых источников энергии (ВИЭ), увеличив их долю на более чем 10% без учета крупной гидроэнергетики.
  • Предусмотреть в документах стратегического планирования РФ ежегодные цели по энергоэффективности и снижению энергоемкости ВВП, по снижению парниковых эмиссий.
  • Скорректировать Федеральный Закон «Об энергосбережении и повышении энергоффективности», вернув в текст закона исключенный в последней редакции раздел о правах и обязанностях граждан в области энергосбережения и энергоэффективности.
  • В Энергетической стратегии России до 2030 года связать цели в области ВИЭ и энергоэффективности с соответствующими национальными целями по снижению выбросов парниковых газов, а также пересмотреть индикаторы развития в пользу возобновляемой энергетики и энергоэффективности на стадии конечного потребителя..
  • При разработке климатической политики и практических мер по предотвращению изменения климата, включить в качестве приоритетных меры по спасению бореальных лесов и других естественных поглотителей парниковых газов.
  • Включить в перечень оперативных действий по смягчению антропогенного воздействия на климат меры по снижению выбросов черного углерода (сажи) за счет отказа от палов и сжигания сельскохозяйственных отходов.
  • Включить в перечень оперативных действий меры по снижению вклада органических отходов (навоз, помет, свалки, отходы растениеводства) в образование парниковых газов, включающих в том числе программы их использования в биоэнергетике.

Общественные организации считают необходимым скорейшее принятие нормативных актов по поддержке развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ), включая акты, определяющие схему компенсации затрат на производство энергии на основе ВИЭ, а также другие нормативные документы по государственной поддержке ВИЭ.
Как залог обновления российской экономики и во исполнение Указа Президента РФ от 4 июня 2008 г. № 889 считаем необходимым вернуть в документы бюджетного планирования инвестиции в энергоэффективность и ВИЭ, которые были исключены из них в 2009 г. под предлогом сокращения расходов в связи с кризисом. Это не только позволит существенным образом снизить выбросы парниковых газов и тем самым смягчить изменение климата, но и откроет путь для технологического перевооружения и повышения конкурентоспособности российской экономики.
В соответствии с федеральным законом № 59-ФЗ от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (ст. 2, 9, 12), просим Вас рассмотреть предложения конференции для принятия конкретных мер. Со своей стороны мы готовы подробно обосновать рекомендации конференции, оказать содействие в их реализации, участвовать в подготовке соответствующего плана действий.

Участники конференции «Участие общественности в развитии национальной политики в области климата и энергетики» (13-14 ноября 2009 года, С.- Петербург),представители российских общественных организаций:

Ассоциация Экологических Журналистов Санкт-Петербурга, С.-Петербург
Балаковское отделение ВООП, Саратовская обл.
Брянская РОО «ВИОЛА», Брянск
Бурятское региональное объединение по Байкалу, Улан-Удэ, Владивосток
Всемирный Фонд дикой природы (WWF, Москва)
Гринпис России
Друзья Балтики, С.-Петербург
Казанское отделение Социально-Экологического Союза, Казань
Кольский Координационный Экологический Центр "Гея", Апатиты
Костромское общественное экологическое движение «Во имя жизни», Кострома
Международный Социально-Экологический Союз
МОМОЭО «Природа и Молодежь», Мурманск
МРОЭО «Беллона-Мурманск», Мурманск
Новгородский клуб «Экология», Великий Новгород
Российский Зеленый Крест
Российский Социально-экологический союз (РСоЭС)
Самарский Социально-Экологический Союз, Самара
Сибирское Экологическое Агентство, Томский Зеленый Крест, Томск
Социально-Экологический Союз, Майкоп
Центр Содействия Экологическим Инициативам, Саратов
Центр Трансграничного Сотрудничества, С.-Петербург
Центр Экологических Инициатив, С.-Петербург
Чистый город, Республика Татарстан, Казань
Экозащита, Калининград
Экологический центр "Дронт", Нижний Новгород
Эколого-правозащитный центр «Беллона», С.-Петербург
ЭКОперестройка, С.-Петербург
Ярославская ЭООО «Зеленая ветвь», Ярославль
Региональная общественная организация "Информационно-правовой центр коренных малочисленных народов Севера Республики Бурятия "Нёрилик" (Надежда)", Улан-Удэ
Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Республики Бурятия, c.Орлик (Восточные Саяны)
Фонд устойчивого развития Алтая, Горноалтайск
Школа общественной экологии «Тенгри», Горноалтайск
Центр экологического образования «Эйгэ», Якутск
Общественный экологический мониторинг Республики Саха-Якутия, Якутск
Общественный экологический центр, Якутск
РОО «Плотина», Красноярск
Фонд «Феникс», Владивосток
ИСАР-Сибирь, Новосибирск
Сибирский экологический центр, Новосибирск
Аист, Междуреченск