Выступление Советника Президента РФ по климату на климатической конференции ООН в Дурбане | Российский Социально-экологический Союз

Выступление Советника Президента РФ по климату на климатической конференции ООН в Дурбане


Выступление советника Президента Российской Федерации, специального представителя Президента Российской Федерации по вопросам климата
Александра Бедрицкого

на 17-й сессии Конференции Сторон РКИК ООН/7-м Совещании Сторон Киотского протокола

(Дурбан, ЮАР, 8 декабря 2011 г.)

Уважаемая г-жа Председатель!
Уважаемый г-н Генеральный секретарь Организации Объединённых Наций! Уважаемые делегаты! Дамы и господа!

В прошлом году в Канкуне был принят пакет решений фактически завершающий процессы рассмотрения по Балийскому плану действий и Киотскому протоколу, а также одобрен ряд инициатив, решения по которым должны быть приняты в Дурбане. Сегодня в предпоследний день Конференции, Российская Федерация отмечает существенный прогресс и продвижение вперед по разработке Дурбанского плана действий на будущее, но окончательного согласия по пакету решений пока нет. Мы приближаемся к завершению первого периода Киотского протокола, но пока так и не определились, каким будет многостороннее сотрудничество после 2012 года. Считаем, что переговорный процесс сейчас достиг точки, когда нужно принимать решение по двум переговорным трекам.

Хотел бы отметить, что именно благодаря Российской Федерации протокол вступил в силу в 2005 году, были запущены в полной мере механизмы Киотского протокола и к 2013 году мы успешно выполним свои обязательства в первом периоде.

Однако, по данным МЭА в 2009 году 41% глобальных эмиссий приходятся на две страны не имеющих обязательств по Киотскому протоколу. Поэтому Киотский протокол в существующем виде (а именно без участия ключевых эмитентов) не решает проблемы глобального потепления, не обеспечивает достижение глобальной цели в два градуса, не обеспечивает экологической целостности. Исходя из этого, Россия не берет на себя количественных обязательств во втором периоде Киотского Протокола.
С пониманием относимся к решению ряда стран Приложения I к РКИК принять обязательства участвовать во втором периоде Киотского протокола и полагаем, что переговорный процесс по Киотскому протоколу (СРГ-КП) должен быть завершен в Дурбане, а процесс принятия и ратификации поправок к приложениям А и Б должен соответствовать статьям 20 21 КП. Считаем важным для успеха будущего глобального соглашения обеспечить соблюдение всех юридических условий подведения результатов выполнения обязательств по первому периоду КП.

По другому треку, мы считаем, что мандат Балийского плана действий, в настоящее время выполнен и нужно приступить к выполнению обязательств по снижению выбросов парниковых газов, объявленных главами государств и правительств в 2009 году в Копенгагене и подтвержденных в Канкуне.

После Дурбана нам всем необходимо сосредоточиться над разработкой нового глобального соглашения с учетом итогов работы двух переговорных групп. Для этого необходима дорожная карта с четкими временными рамками для последовательных действий, которые должны привести к принятию всеобъемлющего климатического соглашения до 2016 года.

Российская Федерация привержена достижению всеобъемлющего, комплексного климатического урегулирования и в качестве конечной цели переговорного процесса видит единое универсальное соглашение по климату на период после 2012 года, которое охватывало бы все страны как развитые, так и развивающиеся, прежде всего из числа основных эмитентов парниковых газов. Ключевыми элементами переговорного процесса после Дурбана должны стать пакетные решения по Канкунским обязательствам развитых и развивающихся стран, MRV, адаптации, зеленому фонду, технологиям. В дополнение к ним должны быть разработаны критически важные для нового соглашения решения по всеобъемлющему учету роли бореальных и тропических лесов для снижения выбросов парниковых газов, а также по обновленным механизмам гибкости, содействующим выполнению обязательств.

Вместе с тем, после 2012 года мы намерены приступить к выполнению объявленных нами обязательств по снижению антропогенных выбросов на 15…25% к 2020 году от уровня 1990 параллельно с работой по заключению глобального соглашения.
Международное сотрудничество в посткиотский период должно учитывать объективные изменения в уровне развития стран. Российская Федерация предложила поправку к Конвенции по разработке механизма пересмотра списков стран, входящих в приложения I и II к Конвенции, для того, чтобы способствовать наиболее адекватному и справедливому распределению обязательств по снижению парниковых газов между Сторонами Конвенции для скорейшего достижения ее целей наиболее эффективным образом. В целом, мы удовлетворены ходом рассмотрения российского предложения здесь в Дурбане и далее будем настаивать на принятии решения по нашей поправке.
В ноябре 2011 года в Москве проходила Международная конференция по проблемам адаптации к изменениям климата, в которой приняло участие более 600 делегатов из 34 стран мира. Участниками конференции отмечалась, что во многих странах проблема адаптации к изменению климата все еще не входит в число национальных приоритетов. Имеет место недооценка значимости этой проблемы. Мы призываем страны поддерживать создание у себя элементов Глобальной рамочной основы климатического обслуживания, создаваемой под эгидой ВМО. Долгосрочное сотрудничество в области адаптации должно наиболее эффективным образом использовать функционирующие и создаваемые институциональные основы, особенно специализированные учреждения ООН.

В заключение, хочу высказать позицию России в отношении места проведения Конференции сторон РКИК в 2012 году. В связи с вопиющим нарушением норм международного права властями Катара, в отношении нашего посла в этой стране, Российская Федерация выступает против проведения следующей Конференции Сторон в Катаре, и поддерживает ее проведение в Республике Корея, в соответствии с их предложением.

Спасибо за внимание!