Мост в будущее – климатические рабочие места!

19 февраля представители Российского социально-экологического союза, Кольского экологического центра и организации «Друзья Балтики» стали участниками международной конференции «Мост в будущее» в столице Норвегии Осло.

Решение проблемы изменения климата общественные эксперты разных стран видят в системном изменении приоритетов экономики, отказа от углеводородов, создании «зеленых» производств и рабочих мест.

Конференцию организовали Норвежское общество охраны природы, профсоюзы и религиозные организации. Она прошла в доме Народного Конгресса. Цель общественности – остановить добычу нефти и сменить приоритеты на зеленую экономику и местное развитие – не всем понятна и в норвежском обществе. Но дебаты становятся все более конструктивными, особенно после появления Парижского климатического соглашения, когда появилась надежда на реальные действия всех стран по удержанию потепления в пределах 2 градусов. Нынешний кризис ясно показал, насколько уязвима экономика, основанная на углеводородах. В Норвегии, особенно в западных регионах, занятых в нефтедобыче, много людей потеряли работу.

Общественные организации подчеркивали, что мы не можем говорить, что хотим зеленых изменений - и при этом выкачивать последние капли нефти из Баренцева моря, говорить о пределах потепления два градуса - и стремиться к увеличению инвестиций в углеводородную отрасль, не можем говорить, что будущее будет без углеводородов - и при этом жить за счет них, говорить, что хотим изменений - и не меняться самим.

Самые богатые страны должны быть передовиками и управлять своими ресурсами так, как будто эти ресурсы принадлежат всему миру, и должны участвовать в построении, а не в разрушении природы и климата. Каждый из нас экономит деньги – наше маленькое имущество – но страны транжирят большое имущество – национальные и мировые природные ресурсы. На мертвой планете нет рабочих мест. Норвежские профсоюзы требуют создания 100 000 рабочих мест в сфере климата и экологии.

Есть примеры организаций, которые уже системно работают над созданием предпосылок для будущего развития страны. Например, Ассоциация инженерного консалтинга RIF, где работают зеленые архитекторы, инженеры, осуществляющие многопрофильный консалтинг по возобновляемой энергетике, транспорту, энергоэффективности, комплексным инфраструктурным решениям. В 45-ти отделений работают 2500 сотрудников. RIF проповедует принцип, что в развитии страны (как и в личной жизни каждого человека) надо ориентироваться не только на создание нового, но и на сохранение, поддержание и модернизацию имеющегося имущества. Самые критичные объекты, страдающие от изменения климата (подмывы, разрушения, оползни, недостаточные инвестиции), это региональные автодороги, железные дороги, построенные более 100 лет назад, объекты водоснабжения, муниципальные строения. Нужна модернизация всех этих систем, и при модернизации зданий энергоэффективность – неотъемлемое условие. Урбанизация и учащение экстремальных погодных условий рождает новые вызовы. Необходимо финансировать целостно, системно, создавать более качественные, энерго и ресурсоэффективные, долгоживущие объекты.

Генеральный секретарь организации «Помощь беженцам» представил данные, что количество беженцев от природных катастроф в 2000-х годах в 2-5 раз превышает к-во беженцев от политических и военных конфликтов. Люди покидают дома из-за ураганов, наводнений, землетрясений – 4/5 этих катастроф связаны с климатом. По сравнению с 1950 годом риск того, что ребенок, родившийся сейчас в бедной развивающейся стране, потеряет все и будет вынужден переехать, увеличился на 60%. Раньше таких беженцев было 10 млн, а сейчас 26 млн в год. 95 % вынужденных переселенцев – из бедных развивающихся стран.

Норвегия и Швейцария создали новую международную организацию и новую «Инициативу Нансена». Полярный исследователь начала 20 века и первый Верховный комиссар Лиги Наций по делам беженцев Фритьоф Нансен занимался жертвами войны, а в центре внимания современных участников Инициативы Нансена – жертвы природных катастроф и климатических изменений, люди, вынужденные покинуть свою родину и пересекшие границы другого государства.

На конференции говорилось, что Парижское климатическое соглашение замечательно тем, что создало рамки, которые будут справедливы не только для периода 2020-2030, но и дальше. И было очень важно, что общественность разных стран в Париже высказывала очень принципиальные заявления. Например, польские общественные наблюдатели заявляли: как Польша может говорить о решении климатических проблем, продолжая добычу угля? Или мнение норвежских общественников, что Норвегия, которая ответственна за накопление выбросов, и разбогатевшая за счет углеводородов, должна измениться (хотя норвежские нефтяники после Парижа заявили, что планируют продолжать свою деятельность, как и раньше, даже добычу нефти в Арктике). Но сейчас общественные силы объединились – и экологи, и профсоюзы, и религиозные общины требуют изменений.

Премьер Министр Норвегии Эрна Сульберг говорила, что в Норвегии есть технологии компетенций, это основа для нового развития. Например, алюминий – технология будущего, материал упрощает другие процессы, и делаем их менее энергоемкими, но сам алюминий должен производиться более чистым способом, максимально используя вторичные ресурсы. Центробанк Норвегии имел «особую» позицию из-за больших запасов нефти в северном море – но сейчас и Норвегия должна перестраиваться (хотя, по ее мнению, газ должен остаться ключевым ресурсом для Европы на ближайшие десятилетия). Норвегия должна перестроиться, передвинуть приоритеты на другие отрасли роста, снижение выбросов, Производство упало с 2005 года, безработица выросла – надо менять рынок труда, финансировать стареющее население, интегрировать тысячи беженцев.

Норвегия договорилась действовать в сфере климата вместе с ЕС, будет распределение ответственность по странам. Пока такое «квотирование» не затрагивает, например транспорт – поскольку пока очень непросто ввести «углеродные» платежи за перелеты даже внутри Норвегии. Суда, хотящие вдоль берегов Норвегии, переходят с традиционного моторного топлива на сжиженный газ, но на более дальних дистанциях это пока трудно, так как даже на побережье Европы недостаточно заправок СПГ.

Норвежское общество охраны природы обратилось к своему премьер-министру с обращением от экологической, профсоюзной и религиозной общественности по поводу сохранения мест нереста трески у берегов Лофотеновых островов. Это уникальная природная и экономическая ценность, и необходимо сократить добычу нефти у берегов Лофотенов, сократить производство ископаемой энергии и создавать рабочие места в климатических областях, сделать Парижское соглашение действенным – и это будет значимый вклад Норвегии в решение мировой проблемы.

На конференции рассматривались варианты развития климатически дружественной энергетики в Норвегии. По мнению выступившей там Конни Хедегаард, советника по климату ЕС, путь страны будет зависеть от «углеводородного» прошлого, но страна должна меняться и конкурировать в других отраслях – ветер, солнце, биомасса, высокотехнологические энергоэффективные технологии. Расчет на долгосрочные результаты сложен для политиков, не очень видно, когда будет извлекаться прибыль от сегодняшних вложений в низкоуглеродные решения. Рынок сам по себе с этим пока не справится, должны помогать государственные инструменты. Сейчас Норвегия чемпион в гидроэнергетике, в электромобилях, в оказании услуг для них. Но и вся промышленность должна перестраиваться. Это требует перестройки экономического и экологического мышления на основе принципов, заложенных в Парижском соглашении. Циклическая экономика вместо линейной, использование ресурсов снова и снова, обложение пошлинами загрязнителей, вознаграждение для инвесторов в чистые производства. Это все работает на долгосрочную перспективу, и Норвегия должна начать действовать прямо сейчас.

Руководитель крупнейшего в Норвегии профсоюзного объединения считает, что климатические рабочие места могут быть в сфере энергоэффективности зданий, транспорта, биодизельном направлении - старые отрасли можно приспосабливать к будущему. Этот вызов надо использовать для обновления и модернизации экономики страны. Создается дорожная карта низкоуглеродной модернизации промышленности, уже сократились выбросы на 40 % за счет технологических инновационных решений (сокращение производства и закрытие рабочих мест – это не перестройка, это мы не можем записать себе в заслугу). Но промышленность страны может стать еще более эффективной, и эти планы есть в дорожной карте. Например, цементное производство – один из главных источников выбросов. Профсоюзы работают с ассоциацией работодателей, продвигая увеличение дотаций для технологических улучшений.
Такая дорожная карта нужна и для транспортного сектора. Там уже сейчас можно сократить выбросы на 40 %.

Конни Хедегаард: "Не надо говорить населению «как дорого выстраивать зеленую действительность», надо менять понимание и поведение потребителей прямо сейчас. Не нужно ждать, что решит ЕС или ООН."
Стоит отметить, что система квот, когда сами производители продолжают выбрасывать, но вкладывают в другие производства, покупая квоты – это неверное решение.

Многие проблемы, обсуждавшиеся на конференции «Мост в будущее – климатические рабочие места», очень похожи на российские. Задача перехода от «углеводородной» экономики к «зеленому» устойчивому развитию на основе низкоуглеродной энергетики, создание соответствующих профессий и рабочих мест также актуально для нашей страны. Но задача без плана остается чистым желанием, и для перехода на низкоуглеродный путь развития нужно скорейшее внедрение соответствующих механизмов государственной поддержки.

Тип информации: