Общественная кампания «Энергоэффективность» как технология снижения антропогенного влияния на климат

На Круглом столе «Роль различных технологий в снижении рисков, связанных с изменением климата» в Общественной палате РФ 28 марта 2014 года показано, что климатические изменения уже приносят риски и ущербы для всех, выигравших не будет. Надо действовать, чтобы ситуация не ухудшалась слишком быстро. Эксперты показывают сценарии низкоуглеродного развития для России. Российский социально-экологический союз представил информационную кампанию «Энергоэффективность – самый большой, чистый и дешевый источник энергии в России», как общественный инструмент продвижения низкоуглеродных решений.

Организаторы Круглого стола: Рабочая группа «Гражданское участие в обеспечении безопасности глобальной среды» Гражданской Восьмерки и Комиссия по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Общественной палаты РФ.

Проведение круглого стола стало частью мероприятий по выработке рекомендаций гражданского общества странам «Большой Восьмерки». Оно приурочено к выходу второго тома Пятого оценочного доклада Межправительственной группы экспертов по изменению климата «Воздействие изменений климата на природу и человека». Выход данного тома еще раз показывает – риск есть, риск велик, причем для всех стран – «выигрывающих нет».

По мнению Алексея Кокорина (WWF, Россия), особенно велик риск и вероятный ущерб для более 100 малых и наиболее уязвимых развивающихся стран, в частности, стран Центральной Азии. Для некоторых местностей катастрофичен. Возможности адаптации не безграничны. От сценария выбросов парниковых газов зависит много, хотя последствия снижения выбросов дадут эффект не раньше 2050 г. Важно оценивать меры адаптации по сравнению с темпами ухудшения ситуации – адаптация может не успевать, тогда надо решать вопрос компенсации ущербов.

Снижать антропогенное воздействие на парниковый эффект на практике означает: ускорять движение к зеленой энергетике, к энергоэффективности, к энерго- и ресурсосбережению
Игорь Башмаков (ЦЭНЕФ) представил результаты проекта «Затраты и выгоды низкоуглеродной экономики и трансформации общества в России. Перспективы до 2050 г.»

По мнению И. Башмакова, сценарии снижения выбросов можно разделить на три группы:

- Сценарии, осуществимые в «мягком» варианте, отвечающем требованиям Указа Президента №752 «О сокращении выбросов парниковых газов» об удержании в 2020 г. выбросов на 25% ниже уровня 1990 г. в отношении антропогенных выбросов сектором «энергетика» (предпочтительно с формулировкой обязательств по среднегодовым выбросам за период).

- Сценарии, выполнение которых с высокой вероятностью потребует успешной реализации
не только «действующих», но и пакета «новых» мер политики отвечают реализации в эти годы «решительных» мер поддержки развития России по низкоуглеродной траектории развития.

- Сценарии по «жесткому» варианту, где можно сформулировать целевую установку так: обеспечить в 2021-2030 гг. среднегодовые выбросы на уровне не выше 70% от значения 1990 г.

Даже вторая группа сценариев требует мер, дополнительных к существующим программам. А для третьей группы сценариев – остановка роста выбросов и начало снижения - нужно задействовать все имеющиеся ресурсы, среди которых энергоэффективность – один их ключевых приоритетов.

Ольга Сенова, координатор Климатического секретариата Российского Социально-экологического союза (РСоЭС) и председатель Правления организации «Друзья Балтики», представила кампанию РСоЭС «Энергоэффективность – самый большой, чистый и дешевый источник энергии в России», которая стартовала 11 ноября 2013 года и охватывает как минимум 20 регионов РФ. По экспертным оценкам до 30 % энергоэффективности лежит на уровне конечного энергопотребления. И примерно такой же ресурс может быть задействован с помощью пропаганды. Кампания призвана ускорить выполнение Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 г. и показать еще не задействованные ресурсы энергоэффективности в различных секторах.

Ожидаемая годовая экономия только электрической энергии в рамках Госпрограммы (около 63 млрд кВт×ч) превышает суммарную плановую выработку за этот же период одной из крупнейших российской АЭС (Ленинградской или Курской - каждая 28 млрд кВт×ч в год) и крупнейшей российской ТЭЦ – Сургутской ГРЭС (до 39 млрд кВт×час в год). Это показывает, что энергоэффективность необходимо рассматривать, как реальный источник энергии, который может заместить грязные и опасные источники энергии и послужит снижению выбросов.

Атомная энергия и гидроэнергетика часто декларируются как «чистые» безуглеродные источники энергии. Асхат Каюмов, руководитель Экологического центра «Дронт» на примере проекта строительства Чебоксарской ГЭС на реке Волге (в части, касающейся поднятия уровня Чебоксарского водохранилища до отметки нормального подпорного уровня 68 метров) показал, что экологические и социальные ущербы от крупномасштабной гидроэнергетики многократно превышают ожидаемые выгоды. При подъеме уровня водохранилища будет затоплено дополнительно 89,9 тыс.га, подтоплено до 350 тыс. га, выведены из строя жилые и промышленные районы, погибнут ценные природные виды животных и растений и их места обитания. При затратах на проект 97 млрд руб, ущерб составит более 1.7 трлн руб (только по переселению людей, строительству инфраструктуры и инженерных защит – без учета ущерба для природы и памятников культуры).

По атомной энергетике Владимир Сливяк, руководитель группы «Экозащита», представил данные, свидетельствующие о том, что 20% снижение выбросов возможно лишь в том случае, если все планируемые угольные станции заменить атомными 4900 ГВт (Leventhal 2002), ввести 1500 новых реакторов к 2050 году (MIT), и 2000 реакторов по 1000 МВт.

По данным британской Комиссия по устойчивому развитию удвоение атомных мощностей даст лишь 8% снижение выбросов к 2035 году. Вместе с этим, связанные с изменением климата все более повышающиеся риски для АЭС (тайфуны, ураганы, землетрясения, затопления и др.), которые значительно перевешивают тот минимальный вклад, который атомная энергетика способна внести в сокращение выбросов. Следует также учитывать, что обогащение урана связано с гигантским потреблением энергии и выбросами парниковых газов.

Итоговым документом стал Протокол Круглого стола, включающий комментарии и мнения участников, который планировалось вынести на Саммит Гражданской Восьмерки. В новых условиях, когда проведение Саммита Гражданской Восьмерки проблематично, эти наработки будут использованы при подготовке к Гражданской Двадцатке, если вопросы климата и энергии будут в повестке.